В сфере обустройства интерьеров постоянно появляются новые технические решения и модные тенденции. Однако им не под силу потеснить те объективные инструменты, которые подпадают под категорию «классика жанра». К примеру, когда речь заходит об отоплении в регионах средней полосы и с суровым климатом, то среди необходимого оборудования для эффективного обогрева дома или помещения общественного предназначения, в первую очередь называется радиатор отопления, или как мы его привыкли называть в быту – батарея.
Чугунная батарея – пережиток прошлого или незаменимый отопительный прибор?
В этой статье мы хотим коснуться обсуждения именно традиционных чугунных батарей, которые как не крути, а повсеместно встречаются в домах и квартирах среднестатистических граждан. Справедливости ради стоит отметить, что часто эффективность их обогрева оставляет желать лучшего. Этот негативный фактор можно устранить, промыв радиатор. Но стоит ли вообще с ними возиться или необходимо просто принципиально поменять систему отопления? Ответа на такой вопрос однозначного нет, но спешим предупредить возражения поклонников всего нового вокруг себя: даже, если и существуют более высокотехнологичные способы обогрева помещений, не каждому по карману их реализация. Итак, по факту у нас есть традиционное водяное отопление, составным элементов которого служит чугунная батарея. Как интерьерный элемент она малопривлекательна. Что можно с этим сделать?
Простая покраска: самый бюджетный способ реставрации
Успех такого мероприятия зависит от правильности подбора краски. Обратите внимание, что речь идет о материале окрашивания и самих батарей, и металлического трубопровода системы. При соотношении чугун-пластик (сегодня часто батареи оставляют, а трубопровод выполняют из пластика) покраске подвергаются только поверхности радиаторов отопления, то есть краска должна быть предназначена для металла. Такой материал должен удовлетворять таким требованиям:
• термостойкость – не менее 100°С;
• стойкость к внешним воздействиям;
• стойкость к истиранию;
• экологичность.
Что предлагает рынок?
Акриловые эмали. Производятся на основе органических растворителей, что и является причиной наличия характерного запаха при высыхании. Образовавшееся покрытие получается с радующим глаз глянцевым блеском, сохраняющимся на протяжении нескольких лет.
Алкидные эмали. Полученный слой после высыхания отличается высокими эксплуатационными показателями, в том числе, устойчивостью к истиранию и высокотемпературному режиму. Потребителя обязательно порадует практически неограниченная цветовая палитра таких материалов. Именно этот фактор делает эмаль алкидную одним из самых популярных лако-красочных составов. Правда, здесь стоит указать и на недостаток – токсичность. Даже по истечении нескольких дней после покрасочных работ в доме еще будет сохранятся характерный запах. Более того, существует риск, что с наступлением отопительного сезона эта неприятность даст о себе знать с новой силой.
Водно-дисперсные краски. В принципе имеют сбалансированные характеристики: сравнительно быстро высыхают и не выделяют неприятного запаха. Правда, с подбором такого материала не все так просто. Важно с самого начала ознакомиться с маркировкой. Имеется в виду, что на банке с краской должен стоять знак, указывающий что она специально предназначена для покраски элементов отопительной системы – радиаторов и труб.
Масляные краски. На протяжении долгого периода времени являлись практически безальтернативным материалом. Но в последнее время утрачивают лидирующие позиции, вытесняясь более опциональными аналогами. Среди главных недостатков отмечается длительный срок высыхания.
Итак, современный рынок предоставляет мастеровитому домовладельцу без преувеличения огромную свободу выбора. Хотя с другой стороны приобретает актуальность традиционный вопрос: какая краска самая лучшая? Та, которая подойдет под конкретные параметры помещения. А именно, имеет большое значение месторасположение батареи. Так, для приведения в эстетически привлекательный вид батареи, размещенной в детской комнате, допускается применение только самому экологичному материалу. Все нормы регламентированы таким важным документом как СНиП. Если радиатор отопления располагается на видном месте в гостиной, то выбрать нужно материал, который на выходе дает матовый неглянцевый вид.
Покраска батареи своими руками: что нужно знать
Будет ли достигнут нужный результат в процессе реставрации батареи напрямую зависит от правильности подготовки поверхности. Если этот момент упущен или работа произведена кое-как, то даже самая дорогостоящая краска ляжет некрасиво, а само защитное покрытие прослужит недолго. Хотим предупредить, что если иметь дело придется с радиаторами, которым «сто лет в обед», то процедура подготовки к окрашиванию может отнять больше времени и усилий, чем сама процесс нанесения краски. Мероприятия этого рода могут быть выполнены двумя путями:
1. Способ № 1. Поверхность очищается от старой краски – используется строительный фен и шпатель. Участки со ржавчиной подвергаются шлифовке до появления металлического блеска. Пыль и грязь вытираются мокрой тканью.
2. Способ №2 На рабочую поверхность наносится смывочный состав. Далее вся площадь укрывается пленкой – краска размягчается. По истечении нескольких часов старый материал без лишних усилий может быть удален. При этом используются такие инструменты как щетка по металлу, шпатель, шлифовальная машинка. При таком подходе очень важно соблюдать правила техники безопасности: все работы производить с использованием СИЗ (перчатки, респиратор).
Следующий этап: поверхность зашкуривается обычной наждачной бумагой, а затем обезжиривается уайт-спиритом или любым щелочным раствором. Далее поверхность батареи вскрывается антикоррозийной грунтовкой. О том, что она именно с такими характеристиками можно узнать по информации, указанной на емкости, в которой состав поставляется в торговую сеть.
Обратите внимание! В настоящий момент производители предлагают краски, в рецептуру которых изначально входит грунтовка и преобразователь ржавчины. Такие материалы имеют более высокую стоимость, по сравнению с традиционными красками, однако при работе с ними процесс грунтования можно пропустить. Так что в итоге финансовые затраты будут примерно одинаковыми.
Алгоритм покраски: вроде бы все просто
1. Реставрация батарей выполняется по окончании отопительного сезона. Правда, в продаже представлены краски, которые считаются пригодными для нанесения на нагретый металл. Однако с этим экспериментировать не стоит, это в большей степени маркетинговый ход. Практика показывает, что краска ложится неравномерно и служит недолго.
2. Пол под батареей нужно укрыть – подойдет бумага или любая ветошь.
3. Краска наносится двумя кисточками прямой и изогнутой – в зависимости от места окрашивания.
4. Красить нужно по направлению сверху вниз. Сначала покрываются внутренние части, а затем – наружные.
5. Целесообразно нанесение двух тонких слоев краски с перерывом на высыхание. Именно в этом случае стоит ожидать, что получится ровная и красивая поверхность.
В принципе, все! Радиатор отопление вашими стараниями приобрел презентабельный вид. В таком состоянии его можно адаптировать под общее интерьерное решение. Он будет смотреться гармонично, а служить еще долго.