Некрополи каждой страны — неотъемлемая часть как культурного, так и исторического наследия нации. Расширявшиеся на протяжении столетий и существующие по сей день, они — не только место упокоения наших предков, но и «живая» страница истории. Пройдясь с экскурсоводом по аллеям, вдоль застывших в камне ангелов, мы можем узнать массу интересных историй из прошлого, легенды и реалии из жизни известных людей, полюбоваться работами известных архитекторов.
К сожалению, в нынешние времена очень много кладбищ приходят в упадок: рушатся уникальные надгробия, разворовываются семейные усыпальницы. А присваивать статусы музеев-заповедников эти местам не спешат: например, то же Байковое кладбище до сих пор обходиться без него, хотя Лукьяновское, которое можно считать вторым по значимости в Киеве, уже считается музеем…
Давайте же пройдемся мысленным взглядом по одному из красивейших украинских некрополей — Лычаковскому кладбищу, хранящему самые причудливые истории.
Старше лондонского и парижского
Львов всегда привлекал туристов своими архитектурными памятками, одна из которых стоит особняком. Это знаменитый некрополь Личаков (укр. — Личаків), получивший в 1991 году статус историко-мемориального музея-заповедника, который ежедневно пропускает через свои ворота поток туристов из разных стран. Кладбище это славится своими красивейшими надгробными памятниками, склепами, могилами известных людей (на Лычаково насчитывается свыше 3000 каменных надгробий), а также своей историей.
Гробница семейства Беш (середина ХІХ в.). Скульптор Пауль Эутеле. Фото с сайта Лычаковского некрополя
Ведь оно не просто одно из самых старых в Украине, оно еще старше знаменитого парижского Пер-Лашез и лондонского Хайгейта. Оба этих известных европейских некрополя официально стали таковыми в начале 19 столетия, а официальная дата основания Лычакова — 1786 год.
А началось все с того, что в 1784 году австрийский император Иосиф II приказал перенести все кладбища из центра города на околицы, поскольку до того момента людей хоронили в криптах костелов, в подземельях, возле церквей — всё это приводило к антисанитарии, так, например, летом в костеле был слышен трупный запах. Благодаря императору город получил несколько кладбищ на окраинах, в том числе и Лычаков.
Обустроено оно было на месте, где еще с 16 века хоронили людей, погибших от эпидемий, а поскольку оно оказалось ближе всего к тогдашнему Львову, то хоронить на нем стали жителей так называемого «середмістя», то есть центра города. «Конечно же, кладбище сразу стало престижным, ведь на нем были захоронения богатых людей, которым ставили прекрасные надгробные памятники, — рассказывает Илько Лемко, писатель и публицист, исследователь истории Львова. — А что творилось в советское время… Давали такие сумасшедшие взятки, чтобы быть тут похороненными! Там же с 1965 года запретили хоронить без разрешения властей, и хоронили потом только выдающихся людей, хотя со взяткой тоже можно было пробраться. В районе 1975 года нужно было собрать 10-15 тысяч рублей — это по цене было равно двум «Жигулям»!»
Вот «благодаря» советскому времени мы и можем по сей день, ходя с экскурсией по Лычакову, натыкаться взглядом на однообразные каменные «тумбочки» с красными звездами… Несмотря ни на что, более 70% надгробий составляют старинные, сохранившиеся с прежних времён, которые заставляют замирать в восхищении. На Лычаковском кладбище можно найти даже несколько самых ранний могил, 1787-89 годов, хотя большинство относятся ко второй половине и концу 19 столетия.
Гробница семейства Драк и Вольфельд. Скульптор Г. Перье. Фото с сайта Лычаковского некрополя
В то время зажиточные горожане нанимали известных скульпторов для создания памятников. Так, на кладбище можно увидеть потрясающие работы Гартмана Витвера, автора четырех античных статуй, расположенных по углам площади Рынок, а также братьев Антона и Иоганна Шимзеров, Пауля Эутеле, Париса Филиппи, Монардо Маркони и других.
Лебедей — поэтам, пропеллеры — лётчикам
Внимательный посетитель Лычаковского некрополя наверняка отметит про себя ряд схожих символов на могилах. Разнообразные женские фигуры в скорбящих позах — это изображения либо Девы Марии, либо плакальщицы, рядом с которыми находится неизменная урна или специальная посудина для слез. Ряд могил украшают предметы, прямо говорящие о профессиональных занятиях человека при жизни, как, например, пропеллеры у погибших летчиков.
«Если вы увидите песочные часы — это символ бессмысленности жизни, венок из дубовых листьев символизирует веру, гражданское достоинство, сломанная колонна — быстротечность жизни, ее часть ставят молодым людям. Лебедь, лира, гусиное перо или лавр скажут о том, что тут похоронен творческий человек, лев — о захоронении мужественного человека, чаще всего военного. Сокол — символ верности и любви, а крылатый шар — успехи в бизнесе. Немало и сугубо христианской символики: виноградная лоза, чаша, просто красивые кресты», — рассказывает историк Илько Лемко.
Фрагмент памятника Антонию Дурски (1854 — 1908), начальнику польского Сокола
Обращают внимание на себя и старинные склепы, которые обычно строили для целого рода. Один из самых красивых — склеп Барчевских, построенный в 1885 году в псевдовизантийском стиле, из чашеобразного купола которого, поврежденного во Вторую Мировую, нынче растет дерево.
Склеп Барчевских, 2011
Как рассказывает Анна Гошко, культуролог Лычаковского музея-заповедника, последний наследник рода, Петр-Владимир Пробус, сын Феликса Барчевского, умер в возрасте 51 года, не создав семьи. Перед смертью на часть своих денег (он был одним из богатейших людей Подолья), Петр-Владимир купил 200 квадратных метров земли, на которой и был построен склеп, часть оставил сестре, а всё остальное завещал для благотворительных целей. В склепе похоронено еще пятеро его родственников, умерших ранее и, согласно завещанию, перенесенных на Лычаков.
Склеп Барчевских (довоенное фото). Предоставлено Лычаковским музеем
Архиепископ 28 лет видел свою могилу
У разных надгробий некрополя самая разная история, и нынешние экскурсоводы способны поведать немало интересных фактов. Взять хотя бы надгробный памятник армянского архиепископа Самуэля Стефановича, которая изображает фигуру в полный рост, возлежащую на смертном одре. Он был построен за 28 лет до того, как по-настоящему потребовался его «хозяину»! По преданию, архиепископ, будучи уже преклонных лет, почувствовал себя плохо и заказал надгробие, но потом выздоровел, и еще много лет имел возможность видеть свое «посмертное» изображение и ухаживать за ним.
Могила архиепископа Самуэля Стефановича. Фото Елены Константиновой
А на могиле, в которой покоится хозяин фирмы «Конкордия», в свое время бывшей самой известной фирмой по предоставлению ритуальных услуг, написано «Львовский Харон» — самое удачное прозвище для того, кто выполнял схожие функции с мифическим перевозчиком душ из мира живых в мир мертвых. Ему принадлежит идея «гробницы-отеля», которая до сих пор, уже пустая, находится на Лычакове. Суть ее состояла в том, что места в ней сдавались в аренду, и гроб с покойником мог стоять там до дня похорон.
Самое романтическое надгробие
Другая могила, возле которой вы можете услышать более романтическую и печальную историю, принадлежит Артуру Гроттгеру, польскому художнику, чрезвычайно популярному в свое время в родной Польше. Познакомившись во Львове с юной Вандой Монне, он скоро стал ее женихом. Однако светлой любви суждено было оборваться. Гроттгер умер совсем молодым, в возрасте 30 лет, в Пиренеях, далеко от родины. Ванда Монне, помнившая, что ее возлюбленный хотел быть когда-то похороненным на Лычаковском кладбище, продала все свои драгоценности, и смогла перевезти его во Львов.
Могила Артура Гроттгера. Фото с сайта Лычаковского музея
Могилу художника венчает памятник, выполненный его другом, скульптором Парисом Филиппи, за который он не взял денег: фигура печальной девушки, у ног которой распростерся сокол и лежит лира с лопнувшими струнами и сломанный мольберт. Говорят, что иногда здесь можно увидеть пару молодых людей, взявшихся за руки, которые тают в дымке…
Долгая история польских «орлят»
«Знаете, это захоронение, наверное, второе по популярности у приходящих сюда поляков, — делится наблюдениями писатель Илько Лемко. — Это можно проследить по количеству цветов и зажженных лампадок. Первое место у польской писательницы Габриэлы Запольской, третье — тоже у польской писательницы и поэтессы Марии Конопницкой». Поляки, действительно, здесь очень чтят погибших соотечественников. Взять хотя бы знаменитый «Мемориал львовских орлят». Это большой участок некрополя, сплошь покрытый ровными рядами белых крестов с черными табличками, — зрелище, сильно «бьющее» по чувствительности тех, кто видит его в первый раз. Здесь похоронены юноши, польские ополченцы, которые принимали участие в обороне Львова по время Польско-украинской войны 1918-19 годов. Некоторые из них были еще подростками, самым юным было 13-15 лет.
Мемориал «Орлята» на Лычаковском кладбище, 2011
Поляки построили этот пантеон до конца 30-х годов, а при советской власти, в 1971 году, на кладбище приехали танки, разрушив этот участок… Илько Лемко рассказывает, что долгие годы украинские власти выражали намерение его восстановить мемориал. Еще Леонид Кучма, в бытность свою президентом, обещал Александру Квасневскому это сделать. Однако львовский городской совет не давал разрешения на открытие, говоря о том, что сперва надо убрать так называемые «символы милитаризма» — например, меч-щербец, находящейся на центральной могиле. По легенде, это меч, которым польский князь Болеслав Храбрый в 1018 году ударил по Золотым воротам в Киеве». Однако легенды остаются легендами, а факты таковы, что мемориал торжественно открыли при В. Ющенко, в 2005 году, оставив злополучный меч в покое.
Мемориал «Орлята» на Лычаковском кладбище (довоенное фото)
Ближе к современности и «Марсово поле» — место на Лычакове, где похоронены советские солдаты, погибшие во Вторую Мировую войну. «Правда, мне рассказывали наши историки и архитекторы, что там практически нет настоящих захоронений, просто брали фамилии погибших, пропавших без вести, из военкоматов, и выбивали их на надгробиях», — завершает рассказ Илько Лемко.
Мистика с реальным объяснением
Что касается легенд, то, как и у каждого подобного места, у Лычакова их великое множество. Правда, часть из них находит вполне реалистичные объяснения. Например, на могиле Ярослава Галана, известного публициста, убитого в 1949 году, был установлен памятник. Галан был известен в том числе своими анти-религиозными убеждениями, написал памфлет «Плюю на Папу». Естественно, что надгробный памятник у него был в «советском стиле». А через полгода на плите начал отчетливо проступать… силуэт креста! Объяснилось это со временем: изначально на плите и был крест, который попросту стесали, но, видимо, не до конца, и когда начались дожди, силуэт мало-помалу стал виден.
Гробница семьи Ивановичей (захоронение 1877 года). Скульптор Скульптор Пауль Эутеле. Фото с сайта Лычаковского некрополя
Другая легенда заключается в том, что некоторые статуи уже упомянутых плакальщиц действительно плачут, только увидеть это можно рано утром. Находится объяснение и такому чудо: по архитектурной задумке в статуях делают желобки, в которых скапливается роса или дождевые капли, которые потом якобы вытекают из глаз.
Про Лычаково можно рассказывать часами, ведь здесь просто очень красиво и спокойно. Когда-то директор Ботанического сада обустроил кладбище, сделав аллеи, поля, высадив экзотические деревья, и в итоге кладбище стало местом прогулок горожан и приезжих. Один из французских путешественников называл в своих заметках Лычаковское кладбище «садом своей любви». Так что, если вы собираетесь во Львов — побывайте на Лычакове, самое красивое украинское кладбище не оставит вас равнодушным.
Текст: Анастасия Ефименко, специально для HDInterior.
Центральный вход (фрагмент)
Вход на Лычаковский некрополь
Мемориал «Орлята» на Лычаковском кладбище
Гробница барона Людвига Каннэ (1870 г. см). Скульптор Пауль Эутеле. Фото с сайта Лычаковского некрополя
Могила Тренклей, Браеров и Вейглей (нач. ХІХ в.). Скульптор Антон Шимзер. Фото с сайта Лычаковского некрополя
Склеп Барчевских
Фото: Антон Еременко, Елена Константинова (№ 9), из архива Лычаковского музея, с сайтов Личаківського некрополю и Lwów na przedwojennej fotografii (Львов на довоенных фотографиях)