Площадь и расположение участков детских яслей-садов в жилой застройке — HD INTERIOR

Ландшафт

Площадь и расположение участков детских яслей-садов в жилой застройке

  • Фото: Площадь и расположение участков детских яслей-садов в жилой застройке

Важнейшим условием, способствующим организации полноценного воспитательного режима детских учреждений, является правильное расположение их в системе жилой застройки. Вместе с тем, территория, занимаемая детским учреждением, должна быть достаточной для размещения всех необходимых площадок.

Месторасположение участков детских яслей-садов рекомендуется выбирать на возвышенных частях территории квартала, изолированных от магистральных улиц, от гаражей, котельных, промышленных предприятий, коммунальных устройств. Участок должен быть сухим, с почвой, легко пропускающей воду, и с глубоким залеганием подпочвенных вод. Следует также иметь в виду, что в больших городах почва может содержать вредные микроорганизмы и служить источником возникновения инфекционных заболеваний. Немаловажным является вопрос инсоляции: участок должен освещаться прямым солнечным светом не менее 5 часов в день. С этой целью выбираются по возможности участки, ориентированные на южную сторону.

Участки дошкольных учреждений располагаются в пешеходной доступности от жилых домов, на расстоянии 200-300 м. Пути подхода к детским садам и яслям не должны пересекать улиц с интенсивным движением транспорта.

С целью устранения уличного шума расстояние от здания детских ясель-садов до красной линии должно быть не менее 25 м. Расстояние от границ земельных участков детских дошкольных учреждений до стен жилых домов, имеющих окна и входы, должно быть не менее 10 м, без окон и входов – 5 м, а до зданий коммунальных предприятий – не менее 50 м. В районах со сложившейся застройкой указанные расстоянии допускается уменьшать при условии соблюдения санитарных и противопожарных требований. Непосредственно примыкание участка детских яслей-садов разрешается только к торцу жилого здания, не имеющего окон.

Минимальная удаленность участка детских яслей-садов от гаражей и автостоянок, обслуживающих до 25 машин, может быть 25 м, при количестве машин от 25 до 50 – до 50м, а при 100 и более – не менее 100 м. Участок не должен находиться ближе 30 м от общественных прачечных.

Плотная застройка жилых кварталов в центральных частях города создает трудности для строительства детских учреждений, площадь участков и расположение которых полностью отвечали бы педагогическим, оздоровительных и санитарно-гигиеническим требованиям. Неупорядоченное расположение детских яслей-садов в пределах старых жилых районов не обеспечивает равномерного обслуживания детей: в одних районах количество детских садов более необходимого, в других их недостаточно.

При реконструкции сложившейся застройки небольшие жилые кварталы объединяются в группы, в центре которых выделяется озелененный массив для размещения детских учреждений и школ. Удаленные от транспортного движения, хорошо озелененные участки детских учреждений обладают более высокими гигиеническими качествами.

По мере перехода к развитой микрорайонной структуре, комплексной застройке, укреплению детских яслей-садов создаются условия для равномерного распределения сети дошкольных учреждений, приближения их к месту жительства обслуживаемого населения. Создаются лучшие возможности для организации воспитательно-оздоровительной работы.

В настоящее время месторасположение участков детских учреждений определяется одновременно с планировкой микрорайона. Для них отводятся, как правило, обособленные участки. Приемы их размещения различны и определяются в зависимости от общей структуры микрорайона. Так, например, в одном случае детские ясли-сады могут быть рассредоточены на территории микрорайона, а в другом – размещаются при группах жилых домов, население которых составляет от 1.5 до 3 тыс. человек. Второй принцип размещения участков детских яслей-садов наиболее распространен во вновь застраиваемых многоэтажными жилыми домами районах.

Принимая во внимание высокую санитарно-гигиеническую и микроклиматическую эффективность больших массивов зеленых насаждений, детские учреждения предпочтительно размещать или группировать смежно с садом общего пользования микрорайона.

Наиболее благоприятные гигиенические условия создаются также, когда детские дошкольные учреждения ориентированы на озелененные пространства, а при периферийном расположении микрорайона их участки соседствуют с прилегающими открытыми пространствами и зелеными массивами. В этих случаях они приобретают внешние особенности, характерные для учреждений санаторного типа.

Удобны также участки, ориентированные на улицу с преимущественно пешеходным движением. Расположенные между домами с большим отступом от улицы, отделенные от нее озелененным пространством, они вносят и разнообразие в архитектурно-пространственную организацию улицы.

Летом детей из районных детских садов уводят на дачи, сеть которых измельчена. Объединение дач в оздоровительные городки не только обеспечит возможность проведения воспитательной работы на должном уровне, но и явится одной из основных мер снижения капитальных затрат на строительство и сокращения расходов на содержание административно-хозяйственного персонала.

Детские оздоровительные городки, так же как и санаторные, должны размещаться в наиболее благоприятных микроклиматических условиях, среди крупных зеленых массивов пригородной зоны, около рек и водоемов, вдали от источников шума. При этом следует предусматривать и удобную связь с городом. В целях более экономной затраты средств на строительство летние городки целесообразно размещать вблизи снабженческих баз, готовых систем подключения электро- и теплофикации, водоснабжения и канализации.

Участки детских оздоровительных городков должны отделяться от группы зданий административно-хозяйственного, медицинского и технического персонала широкой полосой зеленых насаждений.

Увеличение этажности домов и связанная с этим более плотная населенность обусловили необходимость укрупнения также и детских дошкольных учреждений. Для крупных городов устанавливаются типы яслей-садов на 140, 160, 280, 320, 560 и 640 мест, при объединении соответственно 2-3-4-6-8-12 ясельных и 4-4-8-8-16-16 групп детского сада.

Укрупнение дошкольных учреждений путем объединения малых по вместительности яслей и детских садов способствовало более рациональному использованию земельных территорий, более экономной затрате средств на оборудование, благоустройство и содержание участков. Значительно сократилась и стоимость строительства зданий. Однако комплексы детских яслей-садов на 560 мест, состоящие из отдельных небольших корпусов, по существу не укрупненные, а разукрупненные детские учреждения. Они неэкономичны в строительстве, а площадь их застройки сильно превышена. К тому же, как показало обследование, они неудобны в эксплуатации.

Установленная норма охвата дошкольников детскими учреждениями (75%) достаточна для сложившихся городов, но для городов-новостроек эта норма явно недостаточна. Города эти молодежные, рождаемость здесь высокая, и потребность в детских яслях-садах удовлетворена далеко не полностью. Недостаточен охват детей дошкольными учреждениями и в районах с высокой занятостью женщин в общественном производстве, в промышленных центрах. Разумно будет выделить ресурсы на строительство детских учреждений в первую очередь.

Размер территории участка детского учреждения различен в зависимости от его месторасположения: в центральных кварталах большого города, в застроенном или вновь застраиваемом жилом районе, на окраине малого города или в сельской местность и т.д.

В условиях реконструкции сложившейся застройки площадь участка может быть уменьшена не более чем на 20%, а при расположении его в районе со сложным рельефом – лишь на 10%.

Участок детских учреждений может быть меньших размеров в густо застроенных районах города при условии, что детей вывозят летом на дачи. Сокращение территории участка возможно за счет исключения устройств, используемых только в летнее время (плескательный, плавательный бассейн, площадка для воздушных ванн, огород-ягодник).

Участки детских учреждений в больших городах, где имеются все виды благоустройства, меньше участков сельских за счет сокращения площади хозяйственного двора (в городе нет необходимости в устройстве сараев для дров, погреба для хранения овощей, ледника и пр.).

Размер участка зависит во многом от типа детского учреждения. Так, например, рекомендуемое гигиеническими нормами увеличение площади участка до 100 кв.м. на ребенка в санаторно-оздоровительных детских дошкольных учреждениях (для детей с туберкулезной интоксикацией, ослабленным здоровьем после полиомиелита, хронических и других заболеваний) вызвано спецификой обслуживания. Озеленение в этих случаях занимает не менее 60-70% всей площади.

Помимо строительства отдельно стоящих зданий детских учреждений с самостоятельными участками, большое распространение еще недавно как в новых, так и в реконструируемых жилых районах получили встроенные в первые два этажа жилых домом детские ясли-сады.

Хотя в настоящее время такое размещение осуществляется крайне редко, вопрос о них нельзя обойти молчанием. Встроенные детские учреждения будут создаваться и впредь, а практикующийся метод отвода участков для них не так уж бесспорен.

Обычно участок располагается внутри двора жилого дома, в полном отрыве от помещений детского учреждения, что в первую очередь создает трудности в пользовании им.

В некоторых случаях участки располагаются к северу от многоэтажного жилого здания, тем самым они неизбежно затеняются в течение всего дня.

Недопустимо также расположение участка в окружении жилых домов, в первых этажах которых размещаются продовольственные и другие магазины с обслуживающими помещениями, так как при переходе на участок дети вынуждены пересекать пути движения грузового транспорта, подъезжающего к складам магазинов.

В реконструируемых, плотно застроенных кварталах групповые площадки детских учреждений иногда устраиваются на крышах гаражей легковых машин. Не говоря уже о недопустимости такого размещения с санитарно-гигиенической точки зрения, такой «участок-крышу» нельзя использовать и в воспитательных целях – его невозможно должным образом озеленить, изолировать и оснастить необходимым игровым и другим оборудованием.

В сложившихся жилых районах, там, где из-за недостатка места нельзя выделить самостоятельный участок для детского учреждения, предпочтительно идти на встраивание или пристраивание детских помещений к торцевым секциям жилого здания. Здесь участок, примыкая непосредственно к зданию, будет полностью изолирован. В этом случае можно добиться и полноценного освещения, и аэрации как самого участка, так и помещений детского учреждения. При наличии веранд и непосредственно примыкающего к зданию благоустроенного, озелененного участка пристроенное детское учреждение сохранит свой выразительный облик и будет хорошо увязано с архитектурой жилого дома.

Можно рекомендовать расположение детских яслей-садов в «секциях-вставках» между двумя жилыми домами. До сих пор речь шла о встраивании детских яслей-садой на 3-4 группы.

В сельских населенных пунктах предусматриваются детские ясли-сады с увеличением количества мест на летний период с 25 до 50 и с 50 до 95.

Для поселков городского типа со значительным контингентом детей дошкольного возраста расчетный показатель вместимости на 1000 жителей – 90 мест. В период же наиболее напряженных сельскохозяйственных работ, когда женщины привлекаются к полевым работам, количество детей в дошкольных учреждениях увеличивается вдвое.

В сельских пунктах с небольшой численностью населения, в которых число мест в дошкольных учреждениях не превышает 25-50, а в начальных школах – 40-80, строительство «карликовых» детских учреждений экономически невыгодно. Поэтому строятся объединенные – ясли-сад-школа; вместительность их определяется в зависимости от демографического состава.

По экспериментальным проектам участки детских яслей-сада и школы взаимоизолированы. Возможность увеличения вместимости детских яслей-сада в летнее время предусматривается за счет использования помещений начальной школы. При этом будет обеспечено круглогодичное обслуживание детей дошкольного и школьного возраста. Школьники летом, в каникулярное время, будут находиться на отведенной для них на участке площадке. Здесь предусмотрена большая площадь для физкультурных занятий и массовых игр, запроектирована веранда для послеобеденного сна и для питания.

На участке яслей-сада предусматриваются игровые площадки с теневыми навесами, веранда для кормления детей ясельного возраста, плескательный бассейн, огород-ягодник, живой уголок.
Фруктовый сад – общий для яслей сада и школы.

Горячее питание дошкольников и школьников как в зимнее, так и в летнее время обеспечивается общим пищеблоком. Запроектирована общая административно-хозяйственная группа помещений.

По проекту для яслей-сада-школы, а в сезонное время – для удвоенного состава дошкольников (20-30-40), отводится участок площадью 4000 кв.м.

Leave a Comment