Мост через реку – для нас явление привычное. Но водный поток – не единственное, что может стать на пути путешественника. Резкие углубления в ландшафте (овраги, ущелья, лощины), а то и рукотворные преграды типа низинных автострад или железнодорожных путей иногда существенно затрудняют трафик, но в таких случаях на выручку приходят виадуки.
Виадуки (от лат. via — дорога та лат. duco — веду) — это сооружения мостового типа, помогающие организовывать переправы (чаще всего – железнодорожные, реже – автомобильные или пешеходные) через те места, где ландшафт имеет значительное понижение уровня, но где делать насыпь экономически невыгодно. Часто виадуки становятся достопримечательностями и даже символами стран, в которых их возводят. Все благодаря интересной архитектуре, огромным размерам конструкций и новейшим инженерным технологиям, которые используют в их строительстве.
Стальной виадук Летбридж (Viaduc de Lethbridge) в провинции Альберта – самое крупное железнодорожное сооружение Канады и одно из самых крупных в мире. Его строительство длилось два года (с 1907 по 1909 год), и всего на конструкцию ушло 12400 тонн стали. Длина виадука 1,62 км, высота – 95 метров. А обошелся он Канаде в 1,33 млн. долларов, из которых 100 тыс. долларов ушло только на сооружение огромных размеров подъемного крана, не имевшего на тот момент аналогов в мире.
Виадук Ла Полворилла (La Polvorilla) представляет собой наивысшую точку пути между Аргентиной и Чили. Вообще длина железнодорожного маршрута, пересекающего Анды и соединяющего две страны Южноамериканского континента, составляет 941 км, что уже само по себе уникально. В то же время размеры самого моста – 70 м в высоту и 224 м в длину. Построили этот памятник инженерного искусства еще в начале XX века, в нынешнее время его ежегодно посещает до 30 тысяч туристов: в рамках программы Tren a las nubes («Поезд к облакам»), работающей с 2008 года.
Шестиарочный швейцарский виадук Ландвассер (Landwasserviadukt) свое название получил от одноименной реки, которую пересекает в кантоне Граубюнден. Это один из наиболее живописных символов страны. Построен мост из известняка и доломита, общая длина дуги – 204 м, высота варьируется от 65 до 88 м. Не смотря на почтенный возраст – а построен он был еще в 1909 году – виадук пропускает до 60 поездов в день, то есть около 22000 поездов в год. С 2008 года сооружение входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гельчтальбрюкке (Göltzschtalbrücke), представляющий собой часть скоростной магистрали Дрезден-Нюрнберг, — самый большой в мире кирпичный виадук. Длина сооружения 574 метра, высота – 78 метров. На его возведение ушло более 26 млн. кирпичей. Почему именно этот материал? Все просто: в XIX веке – а именно тогда возводился Гельчтальбрюкке – в этой местности были большие месторождения глины, соответственно, кирпич оказался наиболее дешевым и удобным с точки зрения доставки. Конструкция представляет собой 4 «этажа» арок, благодаря чему выглядит ажурной и легкой, не смотря на тяжеловесность материала, из которого возведена.
Вантовый виадук Мийо́ (Viaduc de Millau) на юге Франции — только недавно отпраздновал свое 10-летие. В отличии от предыдущих сооружений это не железнодорожный мост, а четырехполосная автомагистраль. Если говорить точнее – это звено трассы А75 Париж-Безье длиной 2,46 км, проходящее через долину реки Тарн. Многим туристам, путешествующим на автомобиле в сторону Испании, приходится проезжать эту местность. Авторы модернового виадука — французский инженер Мишель Вирложо и английский архитектор Норман Фостер. В строительстве также принимала участие мастерская Густава Эйфеля, возводившег главную достопримечательность Парижа. На сегодня это второй по высоте транспортный мост в мире, одна из его опор даже выше, чем Эйфелевая башня и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг – 103-этажный небоскреб, расположенный в Нью-Йорке.
Мировую пальму первенства по высоте держит китайский виадук Сидухэ (Siduhe), открытый в 2009 году. Он находится на уровне 496 метров над землей и под ним спокойно бы прошла американская Статуя Свободы и британский Биг-Бен. Уникальность этого сооружения заключается не только в местности, по которой он проходит (фактически виадук соединяет две высоких горы на расстоянии приблизительно 1 км друг от друга), но и способе возведения. Для постройки Сидухэ невозможно было использовать краны, и даже вертолеты, поэтому инженеры воспользовались… ракетами.
В Украине также есть виадуки. Все они находятся в западной части страны. Два самых красивых из них – каменные арочные виадуки в Ворохте (Ивано-Франковская обл, Карпаты) и Плебановке (тернопольская обл.) представляют собой памятники архитектуры времен Австро-Венгерской империи. По ним и сегодня проходит действующее железнодорожное полотно. Еще два сооружения находятся на участке дороги Воловец-Лавочное, соединяющей между собой Львовскую и Закарпатскую области.