Новая жизнь промышленных «мастодонтов» — HD INTERIOR

Архитектура и Город

Новая жизнь промышленных «мастодонтов»

За последние несколько десятилетий в развитых странах мира наблюдается тенденция вывода индустриальных зон за пределы крупных городов. Перепрофилируются целые промышленные районы, многие здания подвергаются реконцепции и преобразованию — будь то частные апартаменты или общественные заведения.

Из промзон растут музеи

На месте промзон вырастают жилые и коммерческие районы. Заброшенные фабрики и прочие крупные объекты становятся музеями современного искусства (в прошлой статье HDInterior как раз шла речь о фестивале DMY, который проходит в здании бывшего аэропорта), доки переделываются в дизайнерские магазины, обновлённые склады заполняются офисными работниками, обширные заводские территории объектов превращаются в зеленые зоны.


Искусственный тропический курорт «Tropical Islands Resort» (Краусник-Грос-Вассербург, Бранденбург, Германия)

А один из военных ангаров в Восточной Германии, общая площадь которого составляет 7,5 га, даже был преобразован в… тропический остров с аквапарком и соответствующей экзотикой.

Яркими примерами реконцепции промзоны являются многие районы Америки, где этот процесс осуществляется с середины минулого столетия. В начале прошлого века, когда цены на землю в центральных районах Нью-Йорка стали расти, а промышленные предприятия стали выводить на окраины, освободившиеся площади охотно занимали люди искусства.


Улицы района Сохо (Манхеттен, Нью-Йорк, США). Источник

Их привлекали как низкая, по сравнению с обычными квартирами, арендная плата, так и функциональные характеристики жилья (обилие свободного пространства, отличное освещение). Немаловажную роль играло и отсутствие жёстких рамок поднадоевшей стандартной планировки. Изначально такое жильё занимали не очень обеспеченные люди творческих профессий. Но постепенно многие районы превратились в престижные и дорогие.


Сохо: South of Houston Street — «к югу от Хьюстон-стрит»
Источник

К примеру, Сохо был производственным районом, в котором в XIX веке находились текстильные фабрики. До середины 80-х годов XX века здесь открылся целый ряд художественных галерей. Сохо превратился в место паломничества художественной богемы Нью-Йорка, а производственные склады были переделаны в жилые апартаменты.

Историческое здание, реконструированное в 1996 году и сохранившее оригинальный «складской» внешний вид (The Oriental Warehouse, Сан-Франциско, Калифорния, США). Подробнее

Памятники индустриальной архитектуры принято сохранять и гармонично вписывать в современный контекст во многих странах Европы.

Новый Вестердоксдайк (Westerdoksdijk), отстроенный в 2005 — 2008 годах (Амстердам, Голландия). Источник

Довольно распространённая картина: портовые конструкции, преобразованный в кафе и клубы, или дизайнерские магазинчики в старых складских помещениях.

Кафе-ресторан на старом поворотном мосту 1922 года постройки (Амстердам). Архитектор: Пи де Брюин (Pi de Bruijn). Источник

В британской столице, значительную часть центра которой до недавнего времени занимали заводские строения, складские помещения и доки, осуществляется множество таких преобразований (например, в районах Паддингтон или Докланд).


Вид на крытый стадион Арена О2 и деловой квартал Кэнэри-Уорф (англ. Canary Wharf) с дока королевы Виктории (Лондон, Великобритания). Источник

А одной из самых посещаемых достопримечательностей Лондона является музей современного искусства Тейт Модерн (Tate Modern), открывшийся в 2000 году в модернизированном помещении бывшей электростанции Bankside Power Station на южном берегу Темзы. Тейт Модерн входит в группу галерей Тейт, которые выставляют национальную коллекцию британского современного искусства с 1500 года по сей день, а также коллекцию искусства модернизма.

Архитекторами стали Жак Херцог и Пьер де Мёрон (Herzog & de Meuron Architekten, Швеция). Вестибюль и главный выставочный зал находятся в бывшем турбинном помещении высотой 35 м и длиной 152 м.

Ломать или перестроить?

Во многих случаях редевелопмент промышленной застройки осуществляется путём сноса старых зданий и возведения на их месте объектов другого назначения (жилого, торгового, развлекательного, офисного и пр.). Однако намного интересна и более ценна с исторической и архитектурной точки зрения возможность создания таких объектов на базе уже существующих производственных зданий.


Рикардо Бофилл — Реконструкция старого цементного завода в Сан-Жуст-Десверне (Каталония, Испания). Подробнее

Это подразумевает серьёзные преобразования (возведение перегородок и перекрытий, создание дополнительной инженерии, отделка фасадов и пр.), в результате чего лицо города расцвечивается оригинальными проектами, отражающих дух эпохи, память поколений, а также вкус и фантазию современных архитекторов. Ну и, конечно, идея использования заброшенных мануфактур под жильё и рабочие помещения привела к рождению такого любимого многими стиля, как лофт.


Рикардо Бофилл — Интерьер реконструированного цементного завода в Сан-Жуст-Десверне (Каталония, Испания)

Из пресса — в кактусы!

Одним из последних нестандартных проектов по реконцепции исторического наследия стал «Кактус-тауэр» в городе Калвер-сити (США, Калифорния). В этой грандиозной башне высотой в 15 метров, возвышающейся над зданием склада 40-х годов ХХ в., раньше находился промышленный пресс.

Архитекторы Eric Owen Moss Architects предложили компании, которая арендует прилежащее здание, переоборудовать башню в кабинет для совещаний на свежем воздухе. Площадка переговоров находится прямо под конструкцией внушительных размеров, сделанной из стального каркаса и 28 стальных горшков с кактусами.

Бояться атаки с воздуха не стоит: горшки прочно закреплены в металлической решетке. В ряду находится по пять кактусов, и только в центре авторы оставили два пустых места, такой себе «световой люк». Вся система орошения реализована настолько продуманно и умело, что не мешает глазу воспринимать грандиозный замысел архитекторов.


Что касается самого здания склада, то отныне почти 2800 квадратных метров занимает студия многофунционального производства. На этой площади разместилось всё необходимое: открытые и закрытые площадки, отдельные кабинеты, центр пост-продакшна, зоны отдыха и прочее. Три стеклянных двери легко подымаются и опускаются, так что к столу переговоров можно пройти сразу из приёмной.

Фото: Том Боннер (Tom Bonner)


Читайте также:

Этот прекрасный, прекрасный лофт

Дизайнерский «Арсенал» Срули Рехта (Sruli Recht) (о магазине, расположенном в портовой части Рейкьявика)

WORKac (США). Лофт для модельера

Морис Ментьенс (Maurice Mentjens). Офисный мир Post Panic